воскресенье, 6 февраля 2011 г.

SWOT анализ для стратегического планирования.


SWOT анализ это действительно мощный инструмент, используемый в стратегическом планировании. Качественно проведенный SWOT анализ позволяет реально оценить позиции компании и разработать действенные шаги по упрочению этих позиций.

Кто участвует в проведении SWOT анализа
Довольно распространено мнение, что SWOT анализ должен проводить исключительно специалист по маркетингу. И он может это сделать. В той же мере, в какой его проведет менеджер по продажам или секретарь. Поэтому для проведения качественного SWOT анализа нужны представители (а крайне желательно - руководители) всех подразделений компании. Обосновать это зачастую не просто, но действительно необходимо - иначе многие аспекты деятельности компании окажутся просто неучтенными. Маркетолог вряд ли владеет детальной информацией о износе складского оборудования или, скажем, о финансовых потоках.
Поэтому повторюсь:
В проведении SWOT анализа для стратегического планирования активно участвуют руководители ВСЕХ подразделений.
Маркетолог сам по себе может проводить SWOT анализ. Но только для своих внутренних задач - при анализе продукта, рекламной кампании и т.д.

Как провести SWOT анализ
Нам понадобятся маркер, флипчарт, отключенные мобильные телефоны и несколько часов рабочего времени.
Первый этап SWOT анализа достаточно прост - необходимо расписать сильные (S) и слабые (W) стороны компании, а так же возможности (О) и угрозы (Т) из внешней среды. Это - важно:
Сильные и слабые стороны касаются исключительно компании (внутренние факторы), возможности и угрозы затрагивают исключительно внешнюю среду (внешние факторы). 
Иногда в возможности и угрозы добавляют и внутренние факторы, но, на мой взгляд это делать не нужно, поскольку внутренние угрозы и возможности как раз и исходят из возможностей и угроз внешних, а так же из сильных и слабых сторон компании.
Сама процедура первого этапа SWOT анализа сводится к заполнению таблички, состоящей из 4 ячеек:


Заполняется по принципу - что придет в голову. Обсуждать написанное будем потом. Перед тем как приступать к заполнению следующего квадрата, обязательно просмотрите - все ли подразделения внесли свою лепту в заполнение предыдущего и все ли вы записали сами по своему подразделению.
Важное условие заполнения - честность! 
Очевидно, что труднее всего это условие выполняется при рассмотрения слабых сторон. Старайтесь - признанная слабая сторона уже практически наполовину исправлена :)
Кроме того, нужно стараться формулировать свои мысли максимально четко.
Избегайте двусмысленных, неточных и сильно пространных формулировок
Все что вы пишете, должно быть понятно например, тем людям, которые не присутствовали при проработке SWOT анализа. Никаких формулировок типа " оптимальное соотношение цена/качество", "хороший менеджмент", "издержки" и т.д. 

Для того, что бы первый этап был завершен с максимальной эффективностью - продумайте и запишите заранее - что именно будет включать в себя описание сильных и слабых сторон по каждому  подразделению.

По итогу у вас будет заполненная таблица, которую, собственно, пришла пора проанализировать и выделить ключевые моменты с которыми компания будет работать в ближайшем, обозримом будущем. Как это сделать, я опишу в одном из следующих постов.

0 коммент.:

Отправить комментарий